3
Вопрос 3. Диагностика психических расстройств. Этапы диагностики.
Диагностика психических заболеваний невозможна без методологического определения понятий. Различают целый ряд понятий в общем подходе к диагностике душевных заболеваний: норма, патология, болезнь (психическое заболевание), психоз, психическое расстройство (нарушение), невроз, расстройства личности.
Вот как представляет себе меру вероятности возникновении того или иного заболевания С.Б. Семичов (1987) (схема 1). Диагностика психических расстройств начинается с выделения ведущих симптомов, складывающихся в синдром, синдромы - в нозологическую клиническую единицу, в болезнь. Без правильной диагностики невозможны правильная терапевтическая стратегия и тактика, реабилитационные и реадаптационные мероприятия. А без них невозможны правильное лечение, выздоровление, а следовательно, от них зависит судьба, а нередко и жизнь больного.
По мнению К.Е.Тарасова (1965), диагностику составляют три основных, неразрывно связанных друг с другом аспекта распознавания болезни: логический - специфика мышления врача в процессе установления диагноза; технический - разработка различных специфических методов обследования больного; семиотический - изучение диагностического значения симптомов и синдромов.
Основы семиотики дают непосредственную возможность проведения реконструктивного анализа того или иного явления. Основоположник семиотики Ch.Pierce выделял качественные, единичные количественные и общие знаки. По его мнению, любая знаковая система триадична и включает знак, объект и интерпретанту.
Выделение признаков болезни (симптомов) - первый этап диагностики. Признак болезни - понятие клиническое, он связан, с одной стороны, с непосредственным восприятием врачом её отдельных свойств и качеств у конкретного пациента. Выделение отдельных признаков и качеств у конкретного больного отражает эмпирический, чувственный уровень познания. Однако выделение симптомов - только начало диагностического процесса, далее следуют их классификация, группирование, познание их взаимосвязи, т.е. они подвергаются клиническому анализу, терминологическому типированию и систематизации (выделению синдрома), - это второй этап диагностики.
На третьем этапе диагностики формируется представление о синдромогенезе, синдромокинезе, синдромотаксисе. На этом уровне синдромы клинического уровня сопоставляются с синдромами соматического, неврологического, иммунологического, метаболического и других уровней и формируют не только клиническую «картину болезни», но и раскрывают многие звенья патогенеза, что позволяет объединить их в диагностическую гипотезу.
На четвёртом этапе, на основании диагностической гипотезы идёт уточнение как клинических, ранее «незамеченных» или «не выявленных» симптомов, гак и параклинических феноменов, т.е. сопоставление причинно-следственных связей между особенностями психопатологической симптоматики и возможными этиопатогенетическими факторами- генетическими, эндогенными, экзогенными, психогенными, средовыми, личностными, позволяющими не только провести завершающую диагностику, но и выстроить полностью обоснованную терапевтическую тактику.
На пятом этапе происходит анализ особенностей видоизменения симптоматики (усиление, углубление или послабление, смена ведущих синдромов) в процессе течения и лечения заболевания.Наконец, на последнем этапе уточнения диагноза по данным катамнестических наблюдений проводится установление возможных изменений личности, определение прогноза, выработка социальных и реадаптационных мероприятий, вторичной и третичной профилактики.
По этиологической принадлежности выделяют следующие группы психических заболеваний:
Эндогенные - хромосомные, наследственные или с наследственным предрасположением (мультифакториальные) болезни, патогенез которых развивается в основном, изначально внутренними механизмами, сформированными генетически.
Экзогенные - этиологические факторы действуют из внешней среды (инфекции, интоксикации, механические травмы и др.), при взаимодействии с организмом вызывают его повреждение, в том числе головного мозга, обусловливая патогенез болезни.
Психогенные - этиологическим фактором выступает психическая травма, которая взаимодействует с личностью с неприемлемой для неё ситуацией в системе межличностных отношений.
Диагностика основывается на установлении различия между сходными по симптоматике и течению психическими заболеваниями с учётом явлений патоморфоза, в том числе лекарственного ( патометаморфоз). Дифференциально-диагностические критерии:
особенности данных анамнеза;
возраст к началу болезни;
тип дебюта и темп его развития (острое, подострое, постепенное);
особенности клинических проявлений (ведущий синдром и его динамика, типичность и специфичность симптомов);
тип течения (прогредиентное, приступообразное, по типу реакции, развития, эпизода);
особенности выхода из болезненного состояния (ремиссия, светлый промежуток, дефектное состояние, его тип);
данные лабораторных исследований (биохимических, патопсихологических, электроэнцефалографических и др.);
данные сомато-неврологического исследования;
особенности отношения больного к своей болезни;
особенности личности пациента;
социально-психологические особенности (семейные, профессиональные проблемы, «качество жизни»),
Патоморфоз - видоизменение клиники психических заболеваний.
Овладение принципами диагностики - профессиональный долг врача, оно невозможно без овладения семиотикой психических болезней, общей психопатологией - психиатрической «азбуки», которая является базисом диагностического процесса.
Таблица 4 Алгоритм диагностического процесса
Задача |
Способ решения |
Уровень диагноза |
Результат |
Обнаружение и выделение явных признаков феномена болезни |
Клинический метод обследования: наблюдение, изучение продуктов творчества, анамнез, знакомство с медицинской документацией |
Констатация факта заболевания |
Решение о необходимости проведения процесса диагностики |
Определение симптомов, первичного симптрмокомплекca, синдрома,миндромогенеза и синдромокинеза |
Клинический анализ признаков феномена болезни, дифференциальная диагностика на уровне симптомов, синдромов, их терминологического типирования и систематизация |
Синдромальный диагноз |
Планирование направленного дополнительного обследования, решение неотложных социальных вопросов, симптоматическая терапия |
выделение скрытых признаков феномена болезни симптомы, синдромы, их типирование, синдромокинез, распознавание синдромотаксиса, предположение о роде болезни |
Направленное дополнит., клиническое дообследование, клинический анализ признаков феномена болезни с уточнением типа синдрома, структурно-диагностический анализ всей психопатологической симптоматики |
Диагностическая гипотеза |
Планирование параклиническое обследования, назначение симптоматического лечения |
Выявление полного синдрома, определение вида болезни и её типа |
Параклиническое обследование, дифференциальная диагностика на уровне диагностических гипотез |
Нозологический диагноз с типирова- нием формы, течения |
Проведение лечения на основе общих принципов терапии данной нозологической единицы |
Определение расстройств личности, умственной отсталости, социально-психологических особенностей среды проживания |
Эксперимента л ьно- психологическое, патопсихологическое исследование личности, диагностика семейных отношений, социального положения |
Патопсихологическая диагностика, психодиагностика личности, семейных отношений и т.п. |
Включение психотерапевтического лечения, терапии средой, трудотерапии, социально-психологическая реадаптация и реабилитация |
Формирование индивидуального всеобъемлющего диагноза |
Обобщение полученной информации с учётом предисиозиционных, личностных и ситуационных факторов |
Всеобъемлющий индивидуальный методологический полный нозологический диагноз с прогнозом. Многоосевой диагноз, включающий, помимо вышеописанного, особенности (расстройства) личности и социального «диагноза» |
Проведение дифференцированной индивидуальной терапии, вторичной и третичной профилактики, реадаптации и реабилитации, решение социально- правовых вопросов и т.д. |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка в инстаграм